При обтекании воздушным потоком горного хребта или холма воздух, преодолевая возникшее на его пути препятствие, начинает подниматься вверх. Эта область называется динамический восходящий поток (ДВП).
Динамический восходящий поток может существовать, только когда дует ветер и только около препятствий, заставляющих обтекающий их воздушный поток подниматься вверх. С точки зрения удобства выполнения полетов ДВП хорош тем, что наличие восходящего потока можно легко определить по наличию склона и дующего на него ветра.
На заре дельтапланеризма в начале 1970-х гг. первые длительные полеты могли выполняться только в ДВП, т.к. летные характеристики первых дельтапланов не позволяли вести поиск и обработку термических потоков.
Тогда же регистрировались первые рекорды длительности пребывания в воздухе.
Рис. 114. Вечерние полеты в ДВП у горы Юца под Пятигорском
Первый рекордный полет продолжительностью в 1 ч 4 мин был зарегистрирован 6 сентября 1971 года в Калифорнии. Его выполнил американец Дэйв Килборн.
В сентябре 1974 г. Харви Мелчер на Гавайских островах парил уже почти сутки - 20 ч 47 мин. Максимальная же зарегистрированная длительность парящего полета над океанским побережьем составила 32 ч.
Возможность выполнения полетов такой продолжительности объясняется тем, что дующие над океаном ветры исключительно стабильны и совместно с Гавайскими вулканическими склонами обеспечивают длительно действующий и спокойный восходящий поток.
Когда время висения в подобном потоке стало определяться уже не мастерством пилота и летными характеристиками аппарата, а простой человеческой выносливостью, интерес к таким рекордам пропал.
Сейчас парение в ДВП рассматривается лишь как удобное место для поиска термических потоков, как стартовая точка маршрутного полета.
При обтекании холма или хребта с наветренной стороны холма воздух поднимается, образуя ДВП. Над вершиной скорость потока несколько возрастает. За холмом воздушный поток опускается, часто закручиваясь при этом в мощный вихрь, называемый подгорным ротором (см. рис. 115).
Рис. 115. Схема обтекания холма воздушным потоком:
1 - невозмущенный
поток; 2 - зона парения; 3 - ускорение воздушного потока над вершиной; 4 -
подгорный ротор; 5 - восходящий поток в подгорном роторе
Напомним причину ускорения воздушного потока над вершиной. В курсе аэродинамики рассказывалось о том, что при уменьшении площади сечения изолированной струйки газа скорость потока в ней возрастает. Именно это происходит и над вершиной. На рис. 115 хорошо видно, как вершина горы поджимает поток.
Ощутимое ускорение воздушного потока над вершиной возникает при скорости ветра свыше 5 - 6 м/с. Из-за ограниченности скорости параплана при парении в ДВП следует с определенной осторожностью приближаться к вершине холма, чтобы аппарат не снесло в подгорный ротор.
Восходящий поток в подгорном роторе может возникнуть у холмов значительной высоты с достаточно крутыми склонами. При скорости ветра над вершиной 10 - 20 м/с внизу, у основания подветренной стороны холма, она может быть 2 - 3 м/с в обратную сторону.
Полеты на подветренной стороне холма чрезвычайно опасны!
При удалении от склона аппарат неизбежно попадет в мощнейший нисходящий поток подгорного ротора, который сначала сложит крыло, а затем бросит его вниз на камни.
ДВП образуется у склонов холмов. Его форма и зона действия определяются формой, размерами склона и направлением ветра.
Для определения зоны действия ДВП достаточно представить себе схему обтекания склона. Если склон низкий и пологий, то и зона парения будет низкой и широкой. На высоком и крутом склоне ДВП также вытянут вверх (см. рис. 116).
Рис. 116. Зоны ДВП на крутом и пологом склонах
При обтекании узкого холма воздух, почти не поднимаясь, обходит его с боков. Интересная картина наблюдается на изрезанных оврагами склонах. Огибая выступы, воздух устремляется в ложбины и по ним поднимается вверх.
В результате над выступами восходящий поток если и есть, то слабый, а основной набор высоты происходит над ложбинами.
Однако при выпаривании над изрезанным склоном ни в коем случае не следует заходить внутрь ложбин. Цепляясь за неровности грунта и растущие там кусты, воздух в ложбинах сильно турбулизируется. Это чревато сложениями крыла, что вдвойне опасно по причине близости склона (см. рис. 117).
Рис. 117. Обтекание узкого холма и склона, изрезанного оврагами
Если ветер дует вдоль склона, то зона парения резке сужается. Неровности
грунта и кусты турбулизируют поток воздуха и существенно затрудняют
пилотирование. Учебные полеты на парение в ДВП в таких случаях не
проводятся.