Строительство его заняло около четырёх лет. И вот 8 июля 1928 г. графиня Элси
фон Брандепштейн-Цеппелин нарекла новый воздушный корабль именем своего
знаменитого отца Фердинанда Цеппелина.
Этот замечательный корабль совершил потом почти 600 полётов, пройдя в общей
сложности путь в 1700 тыс. км. Стали реальностью регулярные пассажирские рейсы
по воздуху из Европы в Северную и Южную Америку. В 1929 г. «Граф Цеппелин»
совершил с тремя промежуточными посадками кругосветное путешествие, а в 1931
отправился в арктическую экспедицию.
Успехи и достижения, к сожалению, перемежались с авариями и катастрофами. Из
всех построенных цеппелинов было потеряно более половины. При этом погибло около
500 человек.
Как и самолёты, дирижабли терпели катастрофы от пожаров, разрушения и
воздухе, ошибок пилотов. Злейшим врагом больших воздушных кораблей был ветер.
Именно он погубил в апреле 1910 г. дирижабль LZ-5, когда корабль совершил
вынужденную посадку.
|
|
Осенью 1913 г. цеппелин LZ-14 при полёте в штормовую погоду разломился
пополам и упал в море. Из 20 человек, находившихся на его борту, уцелели
лишь четверо.
Спустя два года во время полёта в грозу дирижабль LZ-40 был подожжён
молнией и сгорел вместе с экипажем.
Этот трагический перечень можно продолжать долго. Катастрофы случались
не только с немецкими, но и с американскими и английскими дирижаблями, но
чаще всё-таки с немецкими, просто потому что их было больше.
|
Гибель дирижабля
-Гинденбург»
Самой известной и страшной стала гибель цеппелина «Гинденбург». Размеры этого
дирижабля-гиганта поражали: длиной корпуса в 250 м, диаметром более 40 м,
объёмом в 200 тысяч кубических метров.
Он был гордостью и символом нацистской Германии. «Гинденбург» должен был
совершить пассажирский рейс через Атлантику. Он вылетел из Франкфурта-на-Майне
поздно вечером 3 мая 1937 г. Полёт протекал нормально.
Пассажиры наслаждались комфортом, и время шло незаметно. К вечеру 6 мая
дирижабль достиг конечного пункта перелёта, аэропорта Лейкхерст, близ Нью-Йорка.
Его ждала большая толпа встречающих и швартовая команда из 230 человек.
Когда корабль приблизился к причальной башне, над его кормой блеснула яркая
вспышка. Прогремел оглушительный взрыв, и над дирижаблем возник огромный
огненный шар. Жаркое пламя быстро пожирало ещё недавно красивый и величественный
корабль.
Большинство пассажиров оказалось в носовой части дирижабля, высоко над
землёй. Люди в отчаянии выпрыгивали из окон и люков без всякой надежды остаться
в живых. Другим, находившимся в противоположном конце корабля, удалось выскочить
из огненного ада, когда корма коснулась земли.
В результате катастрофы погибло 36 человек. Многие получили ожоги и ранения.
Позже выяснилось, что пожар был результатом теракта немецкого антифашиста,
заложившего бомбу в кормовой отсек корабля. Гибель «Гинденбурга» сыграла роковую
для дирижаблестроения роль.
Вера в гигантские воздушные корабли была серьёзно подорвана. Последним стал
дирижабль LZ-130, «Граф Цеппелин-2» - столь же огромный, как и сгоревший
«Гинденбург». Судьба его оказалась печальной.
После трёх десятков испытательных полётов он в 1940 г. был демонтирован по
приказу министра нацистской авиации Германа Геринга, питавшего неприязнь к
дирижаблям. Но идея жёстких дирижаблей не забыта.
В последние десятилетия появилось немало проектов подобных воздушных
кораблей, а том числе, и с атомными двигателями, дирижаблей небывалой
грузоподъёмности, скорости и дальности полёта. Это будут цеппелины нового
поколения.
Источник: Журнал "Техника молодёжи"
№ 11(950), 2012,
стр.26-30
Автор статьи: Геннадий Черненко