Сигналы бедствия

Сигнал бедствия передается в случаях, когда воздушному судну или находящемуся на нем экипажу и пассажирам угрожает непосредственная опасность и требуется немедленная помощь. Учитывая, что радиосвязь на тепловых аэростатах, как правило, ведется в режиме радиотелефона (голосом), установленные в НПП ГА критерии, предусматривающие необходимость передачи сигнала бедствия, из-за специфики полетов и конструкции тепловых аэростатов не могут быть применены в полном объеме. Так, вынужденная посадка вне аэродрома для самолета является причиной подачи сигнала бедствия, для теплового аэростата вообще не существует понятия аэродрома, а вынужденная посадка, даже в случае отказа горелки, очень редко влечет за собой необходимость подавать сигнал бедствия. Поэтому я возьму на себя смелость сформулировать критерии подачи этого сигнала для тепловых аэростатов.

Сигнал бедствия передается в случаях:

  • отказа тепловой установки, при полетах над местностью, представляющей опасность для посадки теплового аэростата (горы, большие водные пространства, лесной массив и др.);
  • пожара на борту аэростата;
  • нарушения прочности или разрушения оболочки или элементов подвески;
  • нападения на экипаж или пассажиров;
  • вынужденной посадки в местности, представляющей опасность для жизни экипажа и пассажиров.

Существует следующий порядок подачи сигнала бедствия: «Терплю бедствие (три раза). Я /позывной экипажа/ (три раза)». Сигнал бедствия передается до тех пор, пока не будет получено подтверждение о его приеме.

Если позволяют условия, то непосредственно за сигналом бедствия должно быть передано сообщение о бедствии: « Терплю бедствие (три раза). Я /позывной экипажа] (два раза), [широта места] (два раза), [долгота места] (два раза), [московское время], [вид повреждения и требуемая помощь], [принятое командиром экипажа решение и другие сведения, которые будут способствовать поиску и спасению] приём».

При полетах за пределами России передача ведется на английском языке, вместо фразы «Терплю бедствие» произносится «MAIDAY» (Мейдей).

После каждой передачи сообщения о бедствии необходимо на 1...2 минуты переходить на прием.

Приведенный порядок подачи сигнала и сообщения о бедствии распространяется на все воздушные суда. В то же время, учитывая, что полеты на тепловых аэростатах производятся по картам, имеющим километровую сетку, целесообразно указывать квадрат и ближайший населенный пункт. Помните, что в отличие от спортивного воздухоплавания при обозначении квадрата вашего нахождения сначала указывается координата юг-север, а затем восток-запад, сначала широта, затем долгота (а чтобы еще лучше отложилось в голове - сначала «Y», а затем «X»).

Сигналы бедствия передаются на рабочей частоте канала УВД, а также на международных аварийных частотах 121,5 МГц (при запросе помощи у морских служб на частотах 2182 кГц и 4125 кГц). Помните, что во всех гражданских аэропортах 1, 2 и 3 класса организуется круглосуточное прослушивание на частоте 121,5 МГц.

Сигнал бедствия имеет приоритет перед другими передачами. Все корреспонденты, услышавшие его, должны продолжать слушать его до тех пор, пока не убедятся, что это сообщение не принято диспетчерской службой УВД или наземной командой.

Если есть уверенность, что с машиной сопровождения имеется связь, сигнал бедствия в первую очередь необходимо подать на согласованной с наземной командой частоте. Любой корреспондент обязан оказать помощь в установлении радиосвязи между аэростатом, терпящим бедствие, и диспетчером службы движения.

При наличии радиостанции Си-Би диапазона (26...28 МГц) можно связаться на каналах С9 FM или D9 FM (частоты 27.065 или 27.515 МГц СЗ FM или D3 FM (частоты 26.985 или 27.435 МГц), С19 FM или D19 FM (частоты 27.185 или 27.635 МГц), на которых работают круглосуточные местные службы спасения. В России чаще всего используется канал С9 FM (частота 27.065 МГц).

Обязательно узнайте, на каких конкретно частотах в Си-Би диапазоне работают местные службы спасения, эта информация вам будет полезна даже в таком простом случае, когда вы потеряли связь с машиной сопровождения.

Источник: Таланов А. В. Все о воздушных шарах.
Москва, Издательство Астрель, 2002.