ТД "АУМАС"
судно на воздушной подушке, аэроджипы, аэростаты, планеры, вертолеты, самолеты, аэрокатер
Тел./Факс: (8552) 77-36-15
МОБ.:+7 905 374 0010
   

Аэростаты и войны

К сожалению, сразу после изобретения аэростаты стали активно применяться в военных целях, впервые они были использованы во время первой Французской революции. С мая по июль 1794 года шар, наполняемый водородом, успению применяется в войне Франции и Австрии. Для этого французами была сформирована «Первая рота воздухоплавателей», командование ею было возложено на физика Кутеля, получившего звание капитана. Рота состояла из I капитана, 1 поручика и 24 нижних чинов. Кутель совместно с Шарлем и Конте практически освоили метод добывания водорода, предложенный знаменитым физиком Лавуазье и заключавшийся в пропускании водяных паров через раскаленные железные стружки. Для этой цели строились специальные газодобывагельные печи, они были построены в Мобеже, Борестетс и Франкентале таким образом, что рота воздухоплавателей могла работать на линии длиной 150 миль. Шар использовался для рекогносцировочных

Подъемов и поднимался на двух канатах, наматываемых на один общий барабан. Длина канатов составляла 600 метров, к оболочке канаты крепились в экваториальной части с помощью «гусиных лапок».

В 1798 году Наполеон, прибыв в Египет, с целью морального воздейетвия на осажденный Каир приказывает выпустить несколько беспилотных монгольфьеров. 22 сентября, 11 ноября 1798 года и 14 января 1799 года было запущено по одному шару, но ни один из них не достиг цели, как того хотел Наполеон. 11оследний монгольфьер диаметром 13,5 метра был выпушен в полный штиль и через 35 минут опустился вблизи египтян и был доставлен в Каир.

При осаде Венеции в 1849 году австрийцы не могли производить бомбардировку города с суши и решили для этой цели применить монгольфьеры. Оболочка шара имела объем 94 м3 и была изготовлена из толстой писчей бумаги. К нижней части подвешивалась 30-фунтовая бомба, которая отделялась от оболочки с помощью горящего шнура. Под оболочкой располагалась жаровня, изготовленная из кровельного железа. Топливом служил древесный уголь, которого клалось 5...7 кг и хватало на 30 минут полета. Сначала австрийцы пускали пробный шар и затем расчетным путем определяли точное место запуска и длину фитиля. Все приготовления к полету производились за специальным парусиновым ограждением высотой около 8 метров. Каждая торпедоносная станция включала в себя:

  • 1 повозку с 100 монгольфьерами;
  • 2 повозки с жаровнями; 1 повозку с 60 бомбами;
  • 1 повозку с 40 бомбами и парусиновым забором.

Точность попадания не была высокой, но моральное воздействие имело место, так, одна бомба разорвалась на городской площади Св. Марка. Один только вид летящего монгольфьера, под которым была подвешена бомба, способная оторваться в любой момент, наводил ужас на итальянцев.

Интересны случаи применения аэростатов для доставки почты во время Франко-прусской войны (1870—1871 гг.). Осажденные в крепости Мец французы для установления сообщения с внешним миром с 5 по 15 сентября 1870 г. выпустили 40 бумажных монгольфьеров объемом 50...60 м3. К каждому шару прикреплялось до 5000 писем, написанных на тонкой папиросной бумаге размером 6x9 см, уложенных в непромокаемые конверты. Нашедшему монгольфьер и отправившему письма полагалось вознаграждение в 100 франков.

Во время той же войны было организовано широкомасштабное применение аэростатов для почтовых целей. С 23 сентября 1870 г. по 28 января 1871 г. из Парижа было выпущено 65 аэростатов с 164 пассажирами, 381 почтовым голубем, 5 собаками и 10 675 кг корреспонденции. Схема была весьма проста: из осажденного Парижа с учетом направления ветра вылетал шар с почтой, несколькими пассажирами и почтовыми голубями. Основная задача была преодолеть территорию, занятую немцами. После посадки письма рассылались адресатам, голуби использовались для обратной доставки корреспонденции из провинции в Париж.

Изготовление аэростатов производилось по правительственному заказу, каждый полностью снаряженный шар обходился в 40 000 франков, постройка велась в двух частных мастерских, одну из которых возглавлял воздухоплаватель Евгений Годар. Оболочки шились из перкаля и покрывались лаком, состоящим из быстро высыхающего льняного масла, каучука, воска, особого клея и растворителей (терпентин и очищенное льняное масло). Объем оболочки колебался от 1200 до 2000 м3 наполнение велось светильным газом. Для обучения пилотированию была учреждена школа воздухоплавателей, в которой в основном обучались бывшие моряки. Для передачи с голубями обратной корреспонденции Дагроном впервые был применен способ микрофильмирования, на одной пластине размером 3,8x5 см, называемой перекюля, умещалось 2500 депеш, каждая депеша заключала в себе ответы на четыре вопроса в форме да/нет.

Стоимость одной депеши составляла 1 франк, всего было отправлено в Париж 246 официальных и 671 частных перекюль. С целью повышения надежности доставки депеш копии перекюль прикреплялись к разным голубям. Общая плата, собранная за доставку депеш, составила 432 524 франка.

Аэростаты, как шарльеры, так и монгольфьеры, активно применялись во многих войнах начиная с прошлого столетия. Это упоминавшаяся Франко-прусская война, французские военные экспедиции в Танкин (Ханой) в 1884 г., на остров Мадагаскар в 1894-1995 гг. и в Пекин - 1900-1901 гг., война Севера и Юга Америки в 1861-1865 гг.. Испано-американская война 1898-1899 гг., Англо-бурская война.

Русской армией аэростаты успешно применялись в войне с Японией 1904 года. В это время формируется Сибирский воздухоплавательный батальон, состоящий из двух рот, командиром батальона назначается полковник Кованько. Специально к ному моменту был разработан и построен щелочной газодобывательный аппарат. Вот как описывается эпизод военном воздушной разведки.

«7 января для рекогносцировки привязано шар был поднят 2-й ротой в 6...7 верстах от деревни Сандепу. Затем на конной лебедке был подведен на 2 версты к этой деревне Когда лебедка остановилась, с аэростата было получено известие, что японцы выкатывают орудия на позицию и приготовляются открыть огонь; вскоре последовал выстрел шрапнелью - «кошлея перелет, примерно на версту за шаром. Вслед за ним был второй выстрел - также перелет, но уже в ½ версты. Тогда командир роты капитан Баратов стал маневрировать с лебедкой, с целью затруднить японцам пристрелку по шару, меняя при ином высоту подъема его. Последующие разрывы были весьма близки к шару, а падавшие пули ложились шагах в 20 от лебедки. Усиленный обстрел продолжался более получаса, и только благодаря удачному маневрированию как шар, так и лебедка были выведены из сферы огня без повреждений. Результатом этой рекогносцировки была подробная схема деревни Сандепу».

   
Copyright © 2008 ТД "АУМАС"
Тел.: (8552) 77-36-15
судно на воздушной подушке свп Условия использования материалов сайта Политика конфиденциальности
Cоздание сайтa Вебцентр CMS SiteEdit