Зарубежные аэростаты во время Первой мировой войны

Конечно же, рассвет для аэростатов пришелся как раз к началу Первой мировой войны. Германия вступила в войну, имея 18 воздушных кораблей, из них 11 шт. имели объем 18-27 тыс. м3, скорость полета 80-90 км/ч, высоту полета 2500-3000 м и радиус действия 1000-2000 км. Полезная нагрузка цеппелинов составляла 8-11 т, и были они вооружены пулеметами и двумя-четырьмя орудиями. Внушительно, не правда ли?

Боевое применение своих дирижаблей Германия начала без промедления. Уже 14 августа 1914 г. немецкий цеппелин сбросил бомбы на Антверпен. Как сообщалось в печати, «по крайней мере девять улиц пострадали от бомб. По приблизительному подсчету около 900 домов повреждены более или менее сильно, а 60 совершенно разрушены. Подсчитать человеческие жертвы пока трудно».

Следующего дня другой цеппелин подверг бомбардировке железнодорожную станцию Млава в Восточной Пруссии, занятую русскими войсками. По свидетельству одного из российских летчиков, рано утром «...цеппелин начал уже кидать бомбы, причем одна из них попала в зал 1-го класса вокзала, пробила крышу и разорвалась, а другая бомба была брошена на полотно железной дороги, на место высадки одного из эшелонов. На месте оказалось несколько трупов... Всего сброшено было десять бомб». Этот цеппелин русской артиллерии удалось сбить.



Самолет "Ньюпор" с зажигательными снарядами. На фотографии видно, что четыре таких же снаряда расположены и на правом крыле. Практически не просматривается система зажигания снарядов, но легко представить, что с таким вооружением летчику действительно трудно было поджечь аэростат — ведь надо было удерживать одной рукой штурвал, другой — поджечь битфордов шнур, направить свой обстреливаемый аэроплан в цель, а потом увернуться в сторону.

В Англии, например, за время мировой войны было построено свыше 200 дирижаблей. Здесь проводились удачные опыты по применению дирижаблей во взаимодействии с морским флотом для борьбы с подводными лодками противника. Дирижабли удачно конвоировали суда и несли береговую охрану.

Дирижабль с аэростатом господствовали в войне 1914-1918 гг. до тех пор, пока летчики не научились сбивать их с аэропланов специально созданными зажигательными ракетами конструкции лейтенанта французской армии Ле-Приера.



Бронированная кабина французского дирижабля. Было даже и такое!



Вид с кабины французского морского аэростата. Внизу виден корабль, к которому привязан этот аэростат. Такая разведка применялась и на русском флоте

И все же даже после этого аэростаты продолжали некоторое время оставаться грозой врагу — известнейший в свое время французский летчик Ролан Гарро даже чуть было не погиб в бою с немецким дирижаблем, но все-таки поджег его. В том бою летчик был и сам сбит этим же аэростатом, получил ранение, но смог удачно приземлиться.

Источник: Журнал "Наука и техника", №7 (38), 2009 июль
стр. 27-35, автор статьи Любченко Д.И.