ТД "АУМАС"
судно на воздушной подушке, аэроджипы, аэростаты, планеры, вертолеты, самолеты, аэрокатер
Тел./Факс: (8552) 77-36-15
МОБ.:+7 905 374 0010
   

Первые аэростаты в России

Первые официальные полеты человека в России

В 1802 году итальянский профессор Черни, находившийся на службе в России, с помощью выпущенной им брошюры организовал среди петербуржцев сбор средств на постройку воздушного шара, полет которого был назначен на 16 ноября 1802 года. Однако из-за поломки водорододобывательного аппарата и смерти Черни полет не состоялся. На постройку шара было собрано 1735 рублей как плата за входные билеты. Петербуржцы настаивают на приглашении в Россию известного французского воздухоплавателя Гарнерена. 20 июня 1803 года Гарнерен вместе со своей женой совершил удачный полет. Подъем шара происходил в присутствии царской четы и большого количества зрителей. Полет успешно закончился возле Малой Охты в лесу. Он был первым официально зарегистрированным полетом человека на аэростате в России.

Русские военные имели определенные намерения по применению воздушных шаров, поэтому во втором полете 18 июля в Петербурге совместно с Гарнереном летит русский генерал Сергей Лаврентьевич Львов.

Первый полет в Москве был совершен тем же Гарнереном совместно с французом Обером 20 сентября 1803 года, полет продлился 7 часов 15 минут.

Летом 1804 года действительному члену русской Академии наук известному химику Товию Егоровичу Ловицу удалось убедить руководство Академии провести во славу русской науки полет на воздушном шаре. После неоднократных обращений ему было выдано для организации полета 2100 рублей. Для проведения полета Т. Е. Ловиц пригласил известного бельгийского воздухоплавателя Робертсона, который пообещал выполнить научные опыты «с ревностью и точностью».

С собой Робёртсон привез шар, на котором он уже совершил полет в Гамбурге. Ловицу оставалось достать необходимые материалы для наполнения и полета шара. Больше всего хлопот доставили железные опилки, необходимые для получения водорода, 100 пудов которых были доставлены с Олонецких заводов из Карелии. Активно в Академии наук обсуждался вопрос об обеспечении горизонтального полета и управляемости аэростата, было предложено для этих целей применять реактивные средства. Из-за болезни Т. Е. Ловица подготовка полета была поручена молодому академику Якову Дмитриевичу Захарову.

К концу июня 1804 года к полегу было все готово, позднее академик Захаров писал: «Инструменты, кои для вышеупомянутых испытаний взяли с собой, следующие:

  1. Двенадцать склянокс кранами в ящике с крышкой.
  2. Барометр с термометром.
  3. Термометр.
  4. Два электрометра с сургучом и серою.
  5. Компас и магнитная стрелка.
  6. Секундные часы.
  7. Колокольчик.
  8. Голосовая труба (рупор).
  9. Хрустальная призма.
  10. Известь негашеная и некоторые другие вещи для физических опытов.

Главный предмет сего путешествия состоял в том, чтобы узнать с большой точностью о физическом состоянии атмосферы и о составляющих ее частях в разных определенных возвышениях оной».

Полет состоялся 30 июня 1804 года в Петербурге. В процессе полета удалось провести некоторые опыты, в частности, было выяснено, что на каждые 100 метров температура падает на 0,75 градуса, с помощью рупора установлено, что отраженный от земли звук доходит до гондолы и, следовательно, можно определить высоту полета. В момент полета с помощью призмы определялась видимость предметов на земле. «Опытов в рассуждении притягательной силы магнитной стрелки и других учинить я не успел», — писал в своем отчете Захаров. По окончании полета Академия приобрела у Робсртсона инструменты на сумму 6500 рублей, сам шар из-за недостатка средств приобрести не удалось.

После этою в России с научными целями на воздушном шаре проведены полеты в 1868 г. и в 1873 г. М.А. Рыкачевым и в 1887 г. русским химиком Д.И. Менделеевым.

В декабре 1880 года был основан VII воздухоплавательный отдел Русского технического общества, созданный по инициативе Д.И. Менделеева. Отдел занимался метеонаблюдениями с использованием воздушных шаров. Финансирование VII возлухоплавательного отдела велось военным министерством. Начиная с 1883 года ежегодно, до 1890 года, выделялось по 1000 рублей, на которые в 1886 году был приобретен во Франции воздушный, шар. В 1889 году такой же шар был построен в Петербурге в мастерских Учебного воздухоплавательного парка.

Евгений Годар - личность весьма известная в кругу воздухоплавателей XIX века. Свой первый полет он совершил в 19 лет, его бумажный монгольфьер на высоте 40 метров лопнул, и Годар упал на черепичную крышу. Во время четвертого полета в Булони 28 сентября 1847 года аэростат загорелся и упал в море. Годару опять повезло, падающий монгольфьер был замечен и Годара спасли. Евгений Годар был настоящим профессиональным воздухоплавателем, он перелетел Альпы, Пиренеи, летат над Америкой. Он постоянно совершенствовал монгольфьеры, одним из самых больших шаров, построенных Годаром, был монгольфьер «Орел».

  Оболочка «Орла» была выполнена из хлопчатобумажной ткани и имела объем 14 000 м3, высота от клапана до входного отверстия (аппендикса) составляла 35,7 метра, диаметр - 29,5 метра. На экваторе оболочки находился специальный парашют (изобретение Годара), который пристегивался к поверхности оболочки специальными пуговицами. При спуске он удерживался 64 веревками, в нижней части закрепленными к краю входного отверстия. Парашют позволял производить плавные спуски с погашенным очагом, который в зажженном состоянии при посадке представлял угрозу пожара. Диаметр входного отверстия составлял 7,4 метра. Гондола крепилась к оболочке 32 фалами. Калорифер-очаг находился в середине гондолы и состоял из трех цилиндрических корпусов, сделанных из листового железа, весил калорифер 620 кг.

Рис. 2.5. Монгольфьер «Орел» Евгения Годара, 1863 год. Объем оболочки 14 000м3

Сам монгольфьер весил 1496 кг и был оснащен якорем с канатом. Топливом являлись пучки соломы общим весом 300 кг. Годар свободно поднимался на высоту 1600 метров.

Годаром совместно с командиром Учебного воздухоплавательного парка поручиком Кованько специально для России был построен монгольфьер объемом 3000 м3. Представляет интерес процесс наполнения горячим воздухом, который применялся для этого шара и являлся классическим для того времени. Для наполнения оболочки вырывалась круглая яма, в ее центр ставилась печь, в плане представляющая шестигранник, грани которого были выполнены из металлических листов. По краям ямы врывались столбы, на которые укладывался обруч входного отверстия воздушного шара. С двух сторон ямы на растяжках устанавливались два высоких шеста, между которыми натягивалась веревка, к середине этой веревки подвешивалась оболочка. Чтобы можно было подносить к печи солому, от ямы вырывалась траншея, которая сверху закрывалась редкой деревянной решеткой наподобие лестницы. Траншея одновременно служила поддувалом для печи, решетка не позволяла ткани оболочки проваливаться на дно траншеи.

Источник: Таланов А. В. Все о воздушных шарах.
Москва, Издательство Астрель, 2002.

   
Copyright © 2008 ТД "АУМАС"
Тел.: (8552) 77-36-15
судно на воздушной подушке свп Условия использования материалов сайта Политика конфиденциальности
Cоздание сайтa Вебцентр CMS SiteEdit